Город Сокол. Информационно-деловой портал  

Навигация Сокол
 
 
 
 
 
 
 
 

webmoney@Сокол webmoney@Сокол Услуги@Сокол Услуги@Сокол Сайты@Сокол
город Сокол. Информационно-деловой портал.
:: Карта города 
€бв®аЁп ‘®Є®« 
   

Вглубь веков и тысячелетий

   Геологические исследования Сокольского района и Вологодской области начинаются с середины XIX века . В конце века они стали наиболее интенсивными, а с 40-х годов нашего века стали широко применяться и буровые работы. В 1949-51 гг. в Вологде бурится опорная скважина глубиной 2236,6 метра, но кристаллические породы не достигнуты. На основании этого и других исследований сделан вывод о наличии глубокой впадины. В 1959 году на территории области, Вологды и Сокола Северо-западным управлением геологии осуществляются геологические съемки с бурением. В 1961-62 годах группой во главе с И.М.Кривилевич произведены поиски подземных вод в Соколе, а в 1965-67 годах – в окрестностях Кадникова, с составлением геологических карт участков. Появилось более полное представление о геологическом строении района и истории его геологического развития.

  Кристаллический фундамент в нашей местности находится на глубине 2,5–3,5 км, состоит из гранита, диабаза, кристаллических сланцев и других пород, которые смяты в складки и разбиты разломами – крупными тектоническими трещинами на десятки и сотни километров. Осадочный чехол, залегающий на фундаменте, различен по возрасту, составу и мощности отложений. Более пятисот миллионов лет тому назад на территории района находилась центральная часть глубокого морского бассейна, а 350-500 млн. лет назад преобладало открытое неглубокое море. Отложениями этого периода стали мелкозернистый песок, глина, а затем и известняк. Триста миллионов лет назад территория поднялась над уровнем моря. Энергично шли процессы разрушения, отложений. Затем на Русской платформе произошли крупные глыбовые опускания, и вновь установился морской режим. В период среднего и позднего девона (275 млн. лет назад) море представляло собой полузамкнутый бассейн. Шло отложение песчаников, доломитов, известняков, мергелей с прослойками глины и гипса. Они откладывались в условиях жаркого сухого климата в мелких заливах и лагунах. Сухой и жаркий климат стал теплым и влажным. 200 миллионов лет тому назад суша покрылась мощным растительным покровом. Теплое море становится мелким. Богатая морская фауна обеспечивает накопление известняков. Территория поднимается над уровнем моря, но затем вновь погружается, и устанавливается морской режим. В конце среднепалеозойского этапа площадь бассейна сокращается из-за поднятия Уральских гор. Это этап вырождающегося морского режима. Наступает лагунно-озерный режим. Море продолжает сокращаться и мелеть. Из-за интенсивного испарения морской воды идет отложение различных солей. В нашем районе эти отложения открыты отдельными скважинами у деревни Алексейцево. Здесь находилась обширная лагуна, утратившая связь с морским бассейном. Море на территории района было мелким, имело малую соленость и до дна освещалось солнечными лучами. Триасовые отложения, продолжавшиеся 35 млн. лет, вскрыты на многих скважинах у деревень Калинкино, Подъельное и Б.Мурга. Общая мощность этих отложений колеблется от 12 в районе Кадникова до 46 метров у деревни Надеево, а на юге района – до 90 метров. Последний период геологической истории Земли – четвертичный, по разным оценкам начался от 600 тысяч до 1 миллиона лет тому назад и продолжается по настоящее время. В этот период появился человек. Учеными сделан вывод, что в Сокольском районе породами, непосредственно залегающими под четвертичными отложениями, являются породы пермского и триасовского возрастов (150–215 млн. лет назад) и образующие того же названия плато. Рельеф той поры оказал большое влияние на формирование современного рельефа. Особенно ярко это выражено в приуроченности Присухонской и Прикубенской низин к доледниковому понижению поверхности коренных пород и, наоборот, выступу пород соответствует Харовская возвышенность. Поверхность дочетвертичных пород в доледниковое время была покрыта глубокими долинами пра-Сухоны, пра-Двиницы, пра-Корбанги и других рек. Ввиду кратковременности поднятия, вскоре сменившегося опусканием, реки не успели расширить свои глубокие и узкие долины, которые были заполнены затем мощными, иногда свыше ста метров, четвертичными отложениями. Оледенение охватило огромные территории. В Восточной Европе ледник доходил даже до широты Днепропетровска. На севере Русской равнины отмечается четыре крупных оледенения: окское, днепровское, московское и валдайское. Осадки окского оледенения имеются в доледниковой долине пра-Корбанги в районе Ильмоватица-Поповское. Отложения днепровского оледенения распространены шире, особенно в центральной и восточной частях района. Крайние отложения, морены, вскрыты буровыми скважинами в Кадникове, Присухонской низине. Они не выходят на поверхность. Самыми древними отложениями, вышедшими на поверхность, является морена московского оледенения. Ею сложены отроги Харовской гряды. Одна из гряд тянется с юго-востока на северо-запад от деревни Ольмешино до города Кадникова и далее к станции Морженга. Северо-восточнее тянется вторая мореная гряда, на которой расположены деревни Губино, Перхурово, Вралово и др. Последнее, валдайское оледенение (свыше 15 тыс. лет назад) охватило лишь крайнюю западную часть района, проникнув сюда небольшим языком по доледниковой Кубенской впадине. Его граница проходила в пределах района по Оларёвской гряде, через город Сокол и далее на северо-запад. Самые высокие участки достигали современной железной дороги и шоссе. Сток талых вод проходил по долинам и ложбинам в приледниковое озеро, расположенное в пределах Присухонской низины. Отложения этого оледенения имеются в долинах рек, – Двиницы (выше деревни Кобылкино), Пельшмы (в районе Кадникова), Глушицы (около деревень Меленка и Кокошилово), у деревни Поповское. Длительное время находилось озеро и на Прикубенской низине западнее Оларёвской гряды. По долинам рек Двиница, Пельшма, Глушица и Бохтюга существовали глубокие заливы этого озера. Ледники, особенно последний, определили современный рельеф района. Возвышенности сглаживались, пониженные места по следам ледниковых потоков углублялись и расширялись. В районе образовалось около пятисот рек, общей протяженностью две тысячи километров. Образовалось около тридцати озер с зеркалом в 10 га и много торфяников.

  Первоначальное освоение человеком территории Верхней Сухоны относится к эпохе среднего каменного века – мезолита (8-5 тысяч лет до нашей эры) . Правда, в последнее время появились сведения даже о палеолитических стоянках. В районе сел Нюксеница и Усть-Печенга обнаружены каменные орудия человека, созданные им свыше 15 тысяч лет назад. Человек продвигался на север вслед за отступающим последним Валдайским оледенением. Он занимался охотой и собирательством. В 1926 году экспедицией под руководством М.Е.Арсаковой открыта стоянка человека эпохи мезолита в 170 метрах от реки Пучкас возле деревни Шачино. Там найдены кремневые ножевидные пластины и другие материалы. В 70-80-е годы, в связи с затеей переброски вод с севера на юг, оживились археологические исследования в области. Начались они и на территории Сокольского района. Экспедициями под руководством Н.А.Макарова, И.Ф.Никитинского, А.Н.Башенькина, С.Ю.Васильева, М.В.Иванищевой и других установлены новые места проживания человека на берегах реки Сухоны и ее притоков в периоды мезолита, неолита, раннего металла и средневековья. Были сделаны открытия около деревень Починок, Пахтолка, Шитробово, Пахотино, Б.Кривец, Васютино, Литега, Селище, Сосновая Роща, Поповское и других, что свидетельствует о плотном заселении этих мест. В 1993 и 1994 годах отрядами Северорусской археологической экспедиции под руководством Н.Б.Смирновой установлены следы пребывания древнего человека и на территории города в районах Когаш, спасательной станции и Лентьево. К сожалению, паводковые воды и хозяйственная деятельность уничтожили многие следы древнего человека, но все же теплится надежда новых открытий. В Сокольском районе известно около 60 археологических памятников, из них 22 новых памятника и стоянки выявлено этим отрядом. Отчет о работе экспедиций и часть собранных материалов хранится в фонде городского музея . Что же были за люди, которые первыми посетили наш край еще в среднекаменном веке? Сейчас, на основании новых открытий утверждается, что они принадлежали к индоевропейцам, далеким предкам европейских и азиатских народов, в том числе и славянских. Вероятно, название реки Сухоны было дано ими. В переводе на русский язык с древнеиндийского санскрита «Сухана» означает «легко преодолимая» из-за многочисленных бродов, перекатов. В первом тысячелетии огромные пространства северной части Восточной Европы были заселены финно-угорскими народами: весь (вепсы), пермь (коми), меря, саамы (лопь), чудь, печора и другими . О них мы узнаем не только из «Повести временных лет», другим летописям и преданиям, но и по многочисленным названиям рек и озер, поселений. Происхождение названий этих поселений толкуется по-разному. Реки Бохтюга (вепсское) – «пенистая», Рабанга (вепсское) – «илистая», Литега – «песчаная», Пельшма – «рябиновая», Морженга – «ягодная». Название реки Кубена возможно произошло из древнего индоевропейского и переводится «хорошая, прекрасная». Тотьма на языке коми означает «болото, сырое место, заросшее кустарником». Название Вологды произошло от вепсского «белая», а с финского переводится как «масляная» река. Деревня Лендобово называется так с начала XVII века, а в XV веке она именовалась Лендобой, где «ленд» в переводе с саамского означает «глухой лес», а «бой» – «маленькая река, ручей». Имя известной нам деревни Шитробово – слово саамское – «зимняя деревня, место торговли пушниной» .

  Основным районом расселения веси (вепсов) является Белое озеро, по соседству с поволжско-финскими племенами (меря). Эпитет «белый» характерен для названий в землях вепсов. В.Щербаков аргументировано утверждает, что эти земли – четвертое место миграции племени весь. Родопские горы (Фракия), Добруджа (Румыния), Днепр и Ильмень – таков маршрут движения веси, как и позднее славян . Освоение Заволочья славянами началось на рубеже I и II тысячелетий через водоразделы многочисленных рек. Основной поток колонизации шёл со стороны Новгорода. От верхнего Поволжья через левые притоки Шексны, волок Славянский достигали Порозовицы, Кубенского озера, Сухоны и Северной Двины. Другой путь был с юга, с Ростово-Суздальских земель. Интенсивнее происходит заселение, начиная с XII века. Славяне по добрососедски селились рядом с угрофинами, ассимилируясь между собой, заимствуя друг от друга обряды, обычаи, одежду, строительство жилья. Известно, что высший расцвет Киевской Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.), сына Владимира Святого. Он ещё до этого, призванным князем новгородским, в один из своих походов основал город Ярославль (1010 г.). Летописец после смерти его правнука Мстислава Великого в 1132 году записал: «И разъдрася вся русская земля». На месте единого государства образовались суверенные княжества. Начался период феодальной раздробленности, продолжавшийся до XV века. В середине XII века их было 15, в начале XIII веке – около 50, а в XIV веке – около 250. В начале XII века особенно усилились Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, а также Новгородская земля. Окняжение северо-восточных областей началось при Владимире Мономахе (1113 - 1125 годы), внуке Ярослава Мудрого. Он ещё замыслил перенос столицы на север. Осуществляли его сын Юрий Долгорукий и особенно внук, Андрей Боголюбский. Великим князем уже не в Киеве, а во Владимире с 1176 года стал младший брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо (1176 – 1212 гг.). В XII - первой половине XIII века Владимиро-Суздальские земли занимали уже огромную территорию, на которой находились Москва, Тверь, Белоозеро, Нижний Новгород, Великий Устюг со средней и нижней Сухоной. Под влиянием Новгорода оставались северные земли, Кубенское озеро и верхняя Сухона с Вологдой. Велась постоянная борьба за обладание территориями и выгодными торговыми путями. То ростовчане и устюжане ходили походом на Новгород, то новгородцы доходили до Великого Устюга и грабили его. На севере на смену старому устанавливается новый порядок наследования – удельное княжеское владение. Княжества стали называться удельными. Князья ярославские, нижегородские, московские и другие стараются любыми способами, вплоть до вооруженной борьбы, укрепить и увеличить территорию своих владений, вотчин. С установлением нового порядка наследования с каждым следующим поколением увеличивается число мелких удельных княжеств. В 1218 году Ростовский князь Константин Всеволодович, внук Юрия Долгорукого, отдает сыновьям: Василько – Ростов и Владимир, Владимиру - Углич, Всеволоду – Ярославль с землями по Волге и Мологе, Кубене и Заозерье. В 1238 году стало самостоятельным Белозерское княжество. Его князем, после достижения совершеннолетия, становится Глеб Василькович. Он по преданиям основал Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, устроил перекопы в истоке Сухоны и в устье Вологды: «Княже Глебова прость». За год до смерти, в 1277 году становится Ростовским князем. В 1345 году Ярославский князь Василий Грозные Очи тоже делит земли. Образуются новые удельные княжества: Кубенское – на юге озера, Заозерское – восточнее озера по реке Кубене и Новленское – западнее озера. В то же время набирает силу и расширяется Московское удельное княжество. Земли по рекам Москва, Клязьма, Яуза в 1276 году достались в удел сыну Александра Невского Даниилу. По завещанию он получил Переславль-Залесский, которым хотел обладать и его брат Великий князь Владимирский. Сыновья Даниила, Юрий и Иван Калита, расширили свои владения за счет Можайска и Коломны, стали Великими князьями Владимирскими (1319-1341 гг.). При Семене Гордом, Иване Красном и Дмитрии Донском в 1341-1389 гг. присоединяются Углич, Галич, Дмитров, Серпухов, Верея, Калуга, Владимир, Кострома и Белоозеро. В Куликовской битве погибли князья Симеон и Феодор Белозерские, Андрей Камский и Глеб Каргопольский. Дмитрий Донской завещает белозерские земли, ранее купленные Иваном Калитой, своему сыну Андрею Можайскому и Белозерскому. Последний удельный князь Михаил Андреевич Верейский вынужден в 1484 году передать земли по духовному завещанию Ивану III, а не своему сыну Василию, из-за гонений вынужденному бежать в Литву. Белозерье стало уделом русского государства, затем уездом, а в конце XVIII века разделилось на Белозерский, Кирилловский, Череповецкий и Устюженский уезды. При великом Владимирском и Московском княжении Василия I в 1389-1425 гг. к Москве присоединяются Вологда, Новленское, Кубена и земли вдоль реки Сухоны, а при Василии II Темном – Заозерье, Тула, Суздаль. Оставались земли Великого Новгорода, Великих княжеств Литовского, Тверского, Рязанского, княжеств Ростовского и Ярославского . Это сделал Иван III, ставший называть себя уже государем. Он так же, как и Верею, силой и гонениями в 1485 году окончательно подчинил Тверь, в 1491 году – Углич, в 1443 году – Ярославль, в 1474 – Ростов, в 1489 году – Вятку. 13 января 1478 года Великий Новгород окончательно отдал Ивану III власть как своему повелителю и государю. В 1482 году Вологодские удельные земли по завещанию брата Андрея Молодого перешли к государю как земли большого уезда. Так было покончено с княжескими уделами многочисленных потомков Рюрика, и такова общая картина создания на северо-востоке Русского государства. Нас больше интересуют новгородская волость Вологда, мелкие удельные княжества вдоль реки Сухоны и озера. Появление поселения Вологда датируется не ранее XII века, периода внутреннего расселения поселенцев по притокам рек и в глубине лесов. Впервые в письменных документах упоминание о Вологде находится в перечне владений Новгорода от 1264 года, другое – датируется 1273 годом в сообщении о нападении тверского князя с татарами. Эти даты, используя другие источники, приводят авторы альманаха «Вологда». А вот авторы краеведческого словаря о Вологде датируют те же документы 1236 и 1246 годами. 1147 год, принятый за основание города, взят из рукописи XVII века о приходе в эти места Герасима . Вологда с землями и поселениями на них составляла новгородскую волость в Верхней Сухоне и по Кубенского озеру, на юг глубоко вклинившуюся в Ростово-Суздальские земли. Установить границы трудно. В нашем районе имеются названия деревень, отражающих их принадлежность к Ростово-Суздальской земле (Ростовка, Княжево) или Новгородской (Боярское). К XV веку устанавливающиеся водные и сухопутные пути делают Вологду важным стратегическим торговым и административным центром. Поэтому не случайно более двух столетий шла борьба за обладание Вологдой. В течение XIV столетия наряду с новгородским посадником волостью правил сначала представитель тверского князя Михаила Ярославовича, а затем и московского – Дмитрия Ивановича (Донского). При его сыне и внуке – Василиях I, II и правнуке – Иване III, Вологда станет окончательно уделом и уездом Московского княжества и Русского государства. Небольшими удельными княжествами Новленским, Кубенским и Заозерским владели потомки Ярославских князей, Бохтюжским – Ростовских. Все они, как и князья Московские, – потомки Юрия Долгорукого . Эти княжества, как и Вологда, все больше и больше тяготели и попадали под влияние Москвы. Часть из них Дмитрий Донской считал уже своими. Ярославский князь Василий, сын Василия Грозные Очи (умер в 1345 году), имел пятерых сыновей. От Ивана пошла фамилия известных Курбских. Ярославль достался третьему сыну – Федору, сын которого, Александр Брюхатый, в 1463 году передал власть Ивану III, а его сын Данила стал родоначальником фамилии Пеньковых. Александр Пенько был бездетен и умер в 1501 году. Его брат Иван Хомяк женился на свояченице Василия III, умер в 1540 году. Другой брат, Василий Данилович, стал приближенным Василия III, боярином, каширским наместником и командовал сторожевым полком. Умер в 1530 году. При его сыне Иване род Пеньковых пресекся. Четвертый сын Семен Новленский владел землями в районе реки Шексны и Кубенского озера. Его внук, князь Охотский, и правнук Федор Иванович сохраняли еще суверенные права в княжестве и даже в 1509-1510 гг. выдавали жалованные грамоты. После смерти его сыновей Ивана и Дмитрия род пресекся, и земли в 30-е годы XVI века отошли великому князю. Заозерье занимало земли к северо-востоку от Кубенского озера. Им владел пятый сын Василия Ярославского – Дмитрий Заозерский. У него было два бездетных сына Федор и Андрей, дочь Софья, выданная за Дмитрия Шемяку, и третий сын Семен Кубенский. Андрей получил Кубену в приданное за дочерью князя Ивана Дея, своего троюродного брата. У Семена были сыновья Иван Большой, умерший в 1500 году, и Иван Шелуха Меньшой, который упоминается в документах за 1527 год.

  В бассейне рек Бохтюга и Глушица в XIV – первой половине XV века имелось Бохтюжское княжество, земли которого непосредственно примыкали, а может быть и занимали, территорию будущего города Сокол. Владели ими потомки Константина Всеволодовича, внука Юрия Долгорукого. Константин завещал княжий стол сыновьям Василию в Ростове, Всеволоду в Ярославле и Владимиру в Угличе. Сыновья Василия Константин (женатый на дочери Ивана Калиты) и Федор после гибели отца в 1238 году поделили земли пополам. Половина Константина уже в начале XV века принадлежала Москве. По завещанию Василия Темного в 1462 году ее получила в удел супруга Мария. У Федора был единственный сын Андрей. Он-то и стал в 1330-60 гг. первым Бохтюжским удельным князем. Центр – село Архангельское. Андрей Федорович имел шестерых сыновей, из которых четверо были бездетны. Потомство пошло от Ивана и Федора. У Ивана было двое сыновей – Юрий Немой и Федор Голеня. После смерти бездетного Семена Юрьевича эта Бохтюжская ветвь князей оборвалась. У Федора Ивановича тоже было два сына – Иван и Андрей. Иван Федорович в 1491-92 гг. описывал земли в Московском уезде, в 1501 году – дворецкий в Твери, а в 1501 году в Бежецком уезде. Его брат, князь Андрей Голенин, связал свою судьбу с Высокамским уездом и служил у князя Б.В.Волоцкого, умер в 1482 году. У него было три бездетных сына. Потомки Федора, сына Андрея Бохтюжского, ничем себя не проявили. От него пошли фамилии Щепиных, Гвоздевых, Приимковых, Бахтеяровых и другие . Земли Вологды, удельных княжеств непосредственно связаны с историей борьбы за Московское великое княжение Василия II Темного со своим родным дядей Юрием Дмитриевичем и двоюродными братьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Ослепление Василия II, изгнание на Вологодский удел, пребывание его в Спасо-Каменном и Кирилловском монастырях, возвращение в Москву, женитьба Дмитрия Шемяки на заозерской княгине и изобличение его жестокости преподобным Григорием Пельшемским – все это события тех лет. В 1453 году Дмитрий Шемяка был отравлен, кончились усобицы за великокняжескую власть. Князь Иван Андреевич Можайский, изменивший сначала Василию Темному, а затем и Шемяке, получил в удел земли Вологодских удельных княжеств, потом казнен. Накануне смерти Василий II по завещаниям от 3 мая 1461 г. и 23 марта 1462 г. Вологду, Заозерье, земли по Обноре, Комеле, Пельшме, Бохтюге и другие передал своему младшему сыну Андрею Меньшому, который княжил на них и передал Ивану III в 1482 году. Вся эта территория входит с 1441 года в состав Московского великого княжества как Вологодский удел, а с 1481 года – уезд.

  До петровских реформ административно-территориального деления уезд был обширен. В него входило девять современных районов области: Вологодский, Сокольский, Усть-Кубинский, Харовский, Междуреченский, Сямженский, Вожегодский, часть Грязовецкого и Шекснинского. На начало XVIII века население этих мест составляло 260 тысяч человек. По переписной книге 1678 года и сводке за 1718 год среди 73 волостей указаны границы и население волостей на территории нашего города и близлежащих земель. Записано, что Боровецкая волость находится в Заозерской половине по обоим берегам Верхней Сухоны возле пересечения с дорогой Вологда–Тотьма. В ней имеется 40 селений с 249 дворами, из них в 175 живет 548 человек. Бохтюгская волость расположена на север от Боровецкой по левому берегу Верхней Сухоны, по обеим сторонам реки Глушицы до рек Двиницы и Пельшмы. В ней 110 селений, в которых 356 дворов, из них в 305 живет 966 человек. Оларёвская волость располагалась по дороге Вологда–Тотьма. В ней 26 селений и 108 дворов, из них в 83 живет 322 человека. Во второй половине XVII века в уезде насчитывалось около 5 тысяч селений (сел, слобод, селец, погостов и в основном деревень), в среднем по 5 дворов. Из них 52% принадлежало помещикам, около 26 – вотчинникам и 22 – духовенству. Среди поместий в Боровецкой волости – деревни Пирогово, Серково, Кузёмкино, Новое, бывшие пустоши Овсецово, Горка, деревни Шатенево, Лентьево и Соколово. Из вотчинных – деревни Онцыфориха, Лещёвка. По Богтюжской волости – поместья в деревне Бердинка, вотчины – деревни Карпово, Костино, Кохаш (Когаш), Побоище . Все они значились и по переписи 1646 года. В начале XVII века в устье реки Глушицы имелось владение князя Федора Андреевича Звенигородского и думного дьяка Ивана Симонова. В 1785 году село Архангельское принадлежало тайному советнику Алексею Васильевичу Нарышкину, деревня Тупицыно – князьям Петру и Михаилу Львовым, деревни Погорелка и Козминская – графу П.П.Дивиэру, сыну одного из ординарцев Петра Великого, родственнику А.Меньшикова, генералу-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Этим деревням вот уже 350 лет со дня их первого письменного упоминания. В духовных завещаниях князей, жалованных грамотах, в дозорных, писцовых и переписных книгах упоминаются ближайшие поселения и более ранних времен, такие как Грибцово – 1479 год, Лопотово – 1436, Рабанга (Слобода) – 1447, Кадников – 1492, Оларёво и Морженга – 1543, Кокошилово – 1436 год и другие. При выявлении первых письменных источников из 485 деревень Сокольского района по состоянию на 1973 год удалось установить около 360 упоминаний, в том числе XII-XV веков – 5, XVI века – 8, XVIII века – 347. В основном это данные по переписи 1628 года . 1615 годом зафиксировано восстановление деревни Соколово, разорённой в годы польско-литовского нашествия: «Деревню Соколово на реке Сухоне казаки сожгли... ставятся вновь Филька Демидов... Исайко Симонов, Богданко Аристов». В это время были разорены и деревни Морженга, Плишкино, Качалка, Заболотье, Сосновецкий монастырь и другие поселения. Значит, они существовали до этого. До сих пор живо предание, что когда-то сгорела деревня Карпово. Вероятно, название деревни Побоище (5-я Глушицкая улица) является отзвуком давних лет.

  Придирчиво относясь к выбору мест, люди селились в устьях рек, поближе к большой воде, при наличии пойм и лугов. Устанавливались добрососедские отношения с немногочисленным угро-финским населением. Топором рубились однокамерные срубы без сеней, далее двухкамерные с сенями и многокамерные. Вначале в избах устраивали глинобитные печи с топкой «по черному». Из хозяйственных построек появляются хлева для скота, амбары, погреба. В охоте население все больше и больше переходит к заготовке пушнины для торговли. Люди переселяются на более высокие места и вглубь лесов, развивается земледелие. В XIV веке, даже при голоде, зерно из Вологды доставлялось в пермские земли, в Новгород. Начинается укрепление привязанности крестьян, «тяга» к земле. Владельцами поместий, церквей вводятся и усиливаются различные формы дани, сбора налогов, ограничивается переселение крестьян. К началу XVII века поселений уже не меньше, а может и больше, чем сейчас. Смотришь на карту Сокольского района и рядом с названием деревни видишь в скобках надпись: «Нежилая». А ведь у каждой деревни была и есть своя история, они являются памятниками истории, культуры. В каждой из них жило много поколений. Кто они, наши предки? Как мало, или даже ничего, мы не знаем о них. Имена, названия имеют свою историю. На примере названий бывших деревень в черте города и района можно судить об их древности . Нашим далеким предкам весь мир казался одушевленным, обладающим качествами, похожими на человеческие. Они использовали в качестве личных имен названия животных, птиц, рыб и т.д. Отсюда, от имен родоначальников поколений, происходят названия деревень Медведево, Карпово, Лещёвка, Соколово. Есть утверждение о том, что Лещёвка произошла от названия речки, богатой лещём. Живы еще свидетели, которые слышали от своих родителей, что речка раньше называлась Берёзовкой.

  Противоречивы версии о происхождении названия деревни Соколово. Некоторые предполагают, что название происходит от финно-угорского «Сокол» – болотный призрак («со» – болото, «кол» – мертвец, привидение), т.е. свечение гниющих растений в топком болоте. Есть мнение, что оно произошло от названия стенобитного орудия. Писатель А.Рулев Хачатрян утверждает, что в этих местах «издревне для русского войска делали сокола – дубовые окованные тараны, подвешиваемые на цепях к стенобитным башням. Предки сокольчан брали Казань». Еще мнение, что оно произошло от названия птицы. Когда-то наши края были богаты соколами, их ловили и отправляли для великокняжеской соколиной охоты. Даже по 5 ревизии Вологодской губернии в 1857 году насчитывалось 527 кречетных и сокольих промысловиков. Ближе к истине происхождение названия от имени Сокол, широко распространенного на Руси в XV-XVII веках . А вот названия Лентьево, Куземкино произошло от канонических имен Леонтий и Кузьма, также как Анциферка от имени Онисифор, которое к нам пришло через Псков и Новгород из Белой Руси. Имя-прозвище Пирог, как и Шуба, Пух, Чашка и другие, исходящие от дохристианских и более поздних мирских времен, дали название деревне Пирогово и другим, «Нечай» – не чаяли ребенка, Нечаево. Замечательный тотемский краевед А.В.Кузнецов объясняет слово «рассоха» как «разветвление, разделение надвое», так как на реке Сухоне в этом месте было два фарватера, два судовых хода . Перекат, мель действительно существует. Когда-то у Рассохи реку переезжали на лошадях, запряженных в телегу. Но, может быть, поселение получило название от реки Рассоха, в устье, разделённом надвое, или сохи, основной частью которой являлась «рассоха». Деревня Бердинка. Аналогичное ей название, Бердяйка, есть в Грязовецком районе. «Бердо» – русский народный географический термин, характеризующий небольшой покатый холм. Бердинка действительно располагается вдоль покатого берега Сухоны. Казалось, что нечего доказывать другое, но среди жителей деревни можно услышать предание о возникновении названия поселения. Во времена бурлачества возглавлял одну из артелей некий Берда, который имел на месте будущего поселения избушку, топившуюся «по черному». А получил это прозвище он от слова «Бердо». «Бердо» по толковому словарю В.Даля, это принадлежность ткацкого станка, род гребня, для прибоя утока, для чего каждая нить основы продета в набор или бердо. Может быть, за характерные черты подвижного, как бердо, человека, он и получил это прозвище, и название селения пошло от него. Исстари русский человек не представлял себя без рубленой избы. Радость и счастье в доме он связывал с красивым и светлым жилищем. Мудрая простота и ясность, если называть по-современному, архитектурных форм, житейская необходимость хозяйственно-бытовых пристроек, бань очень отличает их от современности. Профессия плотника такая же древняя, как и хлебопашца. Ее глубинная основа – в веках накопленном опыте. Венец на венец укладывались строганные с пазами бревна и связывались в углах «в обло», т.е. когда бревна выходят за пределы стен. Многие дома с перерубами – капитальными перегородками в срубе. Характерной чертой северного дома является поветь – второй этаж хозяйственного двора. Как правило, на первом этаже находилась скотина, на втором была горница, хранились домашняя утварь, корма. Иногда пристраивался взвоз – наклонный бревенчатый настил. А сколько разных названий деталей, конструкций у русской избы! Волоковое окно, висящее крыльцо, всход, кокора, конек, охлупень или шелом, прируб, свес, матица. Деревянные строения не вечны. В бывших деревнях в городской черте самые ранние постройки – конца XIX века. Нет уже деревень Горка, Куземкино, Овсецово. Их земли застроены промышленными предприятиями. Осталось несколько домов в Соколово, Медведево. Их поглотило многоэтажное жилищное строительство. Наступает оно и на Бердинку, Карпово, Лещёвку. Наступит время, не будет и других деревень.

  Наши далекие предки были язычниками. Они боготворили силы природы, которые по их представлениям наполнены живыми существами, и создавали себе богов – больших и малых, злых и добрых духов. Принятое официально в 988 году в Киевской Руси христианство при освоении в X-XII вв. славянами Заволочья проникает и в финно-угорские племена, нередко вызывая противостояние верований. Старое язычество продолжало существовать вместе с новой верой. Это отражалось и на христианстве. На христианских святых переносятся языческие черты. Многие языческие праздники приспособили к христианскому календарю. Сохранились языческие обряды, верования, суеверия. Мы и сейчас на проводах зимы с радостью сжигаем олицетворяющее ее чучело. В XIII-XV веках основываются православные монастыри. В середине XIII (примерно в 1260 году) по указанию князя Глеба Белозерского на Каменном острове в Кубенском озере поставили деревянную церковь. В 1481 году, в последний год жизни удельного князя Андрея Меньшего, брата Ивана III, вместо сгоревшего в 1478 году, возводится первый на северных землях каменный храм Спасо-Каменного мужского монастыря в честь Преображения Господня. Для его строительства из Твери возили специальный квадратный кирпич. Новая белая двухэтажная пятиглавая церковь четыре с половиной века возвышалась над водами озера. Чудовищной кажется даже мысль взорвать этот редкий памятник истории и культуры. Основываются Прилуцкий Дмитриев мужской монастырь (1371 год), Белозерский мужской Кириллов монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1397 год), Белозерский Ферапонтов Мартианцанов мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1398 год) и многие другие. Широко известно своим иночеством и церковной деятельностью имя вологжанина Дионисия Глушицкого (1362-1437 гг.). После монашеского пострига и девяти лет жизни на Каменном острове он восстановил церковь Евангелиста Луки в устье Сухоны в Святой Луке (прилуки). После этого он удалился на реку Глушицу и основал в 1403 году с помощью князя Дмитрия Кубенского монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, сам написал иконы (Покровское). Вновь удалился и в 1420 году основал в пяти километрах на Глушице Сосновецкий Дионисиев мужской монастырь в честь Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Здесь и умер. Мощи его почивают под спудом в храме. Уроженец города Галича Григорий Лопотов там же принял постриг. Игумен Ростовского Спасского монастыря, затем инок Сосновецкого монастыря и сподвижник Дионисия Глушицкого около 1426 года основывает на реке Пельшме Лопотов Григорьево-Пельшменский мужской монастырь в честь Собора Пресвятой Богородицы. В 1433 году Григорий ходил к Галичскому князю Юрию Дмитриевичу и убедил его вернуть Василия Темного из Вологды в Москву, а через год обличал сына Юрия – Дмитрия Шемяку за опустошение Вологодской земли. Скончался он в 1442 году. Другой преподобный, Филипп, в 1447 году основал небольшой Рабангский в честь Преображения Господня мужской монастырь. Умер он в 1457 году. Все они причислены к лику святых. Среди них особое место занимает святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1861 гг.), оставивший большое творческое наследие. Родоначальником фамилии был Михаил Бренко, сподвижник Дмитрия Донского, геройски погибший на Куликовом поле. Послушник Дмитрий сменил несколько монастырей. Жил в Семигородской пустыне, затем Дионисиево-Глушицком монастыре. В 1831 году пострижен в монашество и наречен Игнатием. Рукоположенный в иеромонахи, назначается настоятелем и строителем Пельшемского Лопотова монастыря, который собирались уже закрыть. Он возродил обитель и в 1833 году был возведен в сан игумена. В конце года переводится в Санкт-Петербург, где способствовал расцвету многих монастырей, а в 1857 году посвящен в сан епископа Кавказского и Черноморского. В отличие от миссионерства начального периода становления христианства, монашество XVII-XVIII веков стало больше заниматься устроением монастырского хозяйства, возведением храмово-жилых комплексов, обрастанием хозяйством, землей, промыслами.

  Нормы христианства входят в повседневную жизнь, в быт, в традиции и семейный уклад населения. Начинается создание приходских церквей. В конце XVII века в огромном Вологодском уезде имелось 328 приходов. В начале XX века в Вологодском уезде имелось 152 прихода, в Кадниковском – 91 и в Грязовецком – 72. На территории будущего города и его ближайших окрестностей имелось два прихода с центрами в Воскресенской Боровецкой и Спасо-Преображенской Рабангской церквях. Вот что они представляли по клировой ведомости Вологодской епархии в канун закладки первого камня в фундамент фабрики «Сокол», в 1896 году . Каменное двухэтажное здание с колокольней Спасо-Преображенской Рабангской церкви построено и освящено в 1744 году, перестроено в 1832 году. Статус монастыря упразднен в 1764 году. На верхнем этаже имелся престол во имя Преображения Господня, а на нижнем, направо, во имя Святителя и Чудотворца Николая, налево – Святого Апостола Филиппа. В штате настоятель священник А.Е.Ельцов, дьякон и псаломщик с постоянным окладом и жалованьем 144 рубля в год. Священник и дьякон имели свои дома на церковной земле, был один казенный дом и амбар. Имелась каменная часовня в деревне Коржа и деревянная в деревне Васютино. По преданиям в церкви почивают мощи преподобного Филиппа, игумена и основателя бывшего Рабангского монастыря, ученика преподобного Дионисия Глушицкого. В приход входили верующие крестьяне-собственники из деревень Лентьево, Куземкино, Васютино, Середнее, Горка, Селище, села Рабангского, сельца Горки и военные. Всего 445 дворов, 2451 человек, в т.ч. 1160 мужчин и 1291 женщина. С 1892 года церковным старостой работал П.М.Баконин из деревни Коржи. Церковь имела 56 десятин земли, в т.ч. пахотной – 19, усадебной и огородной – 672 сажени, сенокоса – 8 десятин 1000 саженей, неудобных 22 десятин 183 сажени, большая дорога 6 десятин. Доходы церкви от земли, хлеба, сбора и других источников составляли 381 рубль 28 копеек в год. Другая церковь, Воскресенская Боровецкая, основанная тоже в начале XV века, была богаче, а её приход обширнее. Ее каменное двухэтажное здание с колокольней в одной связи со зданием построено в 1786 году. Здание оштукатурено, кровля железная, покрашенная зеленой краской, кресты на главах позолоченные. Церковь имела 4 престола: наверху – во Имя Воскресения Христова, во Имя Рождества Божьей Матери. В нижнем теплом храме справа – престол во Имя святого пророка Божия Ильи, слева – Святителю и Чудотворцу Мирликийскому Николаю. Приход был распределен между двумя священниками. За старшим священником Н.П.Калининым были прихожане деревень Бердинка, Рассоха, Енса, Костино, Серково, Пустое Медведево, Ерыкалка, Пирогово, Карпово, Помельниково, Репное, Побоище, Выползово, Спасское, Рабангское Медведево, Лещёвка, Фокино, Родюкино, Есипово, Окулиха и Бильнево. Всего 443 двора, в них 2838 человек, в т.ч. мужчин 1371. За другим священником В.Н.Соколовым закреплены деревни Бекренево, Пятино, Трухинка, Ростовка, Заболотье, Харлушино, Кощеево, Жихарево, Погорелка, Крамосово, Озерко, Обросово, Большой Двор, Турбаево, Гуреево, Грибаново, Шишкино, Перевоз, Малый Кривец, Когаш, Власово. Всего 446 дворов, в них 2579 человек, в том числе 1256 мужчин. Итого в приходе было 889 дворов, 5417 человек, из них 2627 мужчин. Кроме священников в штате церкви имелся дьякон и два псаломщика с общим жалованьем 298 рублей 34 копейки. Староста – крестьянин деревни Родюкино Х.А.Белозеров. За церковью числилось 152 десятин 1316 саженей земли, в т.ч. территория церкви, кладбища и домов церковных служащих – более 7 десятин, сенокосов – 19 десятин, пахоты – 35 десятин и т.д. Доход церкви за 1896 год составил 1,5 тысячи рублей. В приходе имелось пять часовен (в деревнях Спасское, Серково, Родюкино, Обросово, Турбаево). На берегу реки Сухоны, в ста саженях от церкви, находилась каменная часовня, где моления не совершались. В селе Воскресение проводились ярмарки. Церковь имела четыре каменных и одиннадцать деревянных лавок. Общее для обеих церквей – наличие кладбищ с кирпичной оградой, двухэтажных зданий школ. Одинакова и их дальнейшая судьба. 26 мая 1935 года Президиум крайисполкома по предложению Сокольского райисполкома принимает постановление: в связи с невозможностью по техническим причинам дальнейшего использования здания Воскресенской церкви по назначению и ходатайством 2 тысяч граждан о ликвидации церкви использовать её под школу и клуб, договор с общиной верующих расторгнуть. Крайисполком поручил райисполкому, в соответствии со ст. 40-42 Закона о религиозных объединениях, произвести ликвидацию Воскресенской церкви и находящегося в ней имущества . 29 марта 1935 года село Воскресение горисполкомом переименовывается в Возрождение , а в июне – церковь закрывается для использования под Свердловскую среднюю школу. Сбрасываются колокола. Отдельные классы школы в здании размещались недолго. Их заменили мастерские и склады, а затем последовало окончательное разрушение здания. 23 мая 1937 года принимается постановление о продаже кирпича с бывшей Воскресенской церкви облстройтресту для строительства детских яслей на Свердловском целлюлозном заводе по цене от 25 до 30 рублей за одну тысячу штук. Кирпич использовали для строительства детских яслей на улице Дубительской (Беднякова), Типографской (40-летия Октября), узла углеподачи, паровозного депо. С 20 сентября 1937 года прекращается и захоронение на кладбище при церкви. Для нового кладбища предоставляется земельный участок на правом берегу Глушицы. В начале 1995 года администрацией города освобождается помещение столярной мастерской домоуправления на улице Новой, 39а, и после косметического ремонта в нем открывается часовня. В ней проводится еженедельное субботнее богослужение. Рядом с ней 25 октября 1995 года начато строительство деревянного православного храма Вознесения Господня. Для строительства церкви разными организациями города выделено около 64 млн. рублей и пожертвовано частными лицами около 15 млн. рублей, выделены стройматериалы и техника. Строительство храма закончено в 1997 году. 25 октября 1997 года освящено владыкой Максимилианом, епископом Вологодским и Великоустюжским.

 

Яндекс.Погода
в началов начало
Для писем
Все права защищены.
© ООО "Инфоком-сервис", 2006-2011

Рейтинг@Mail.ru

 

  время формирования
страницы: 0.0071 сек.